Закрыть
Закрыть
Получить доступ к Системе Госфинансы
Федеральные стандарты бухучета госфинансов

2018 год Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности

КОГДА ПРИМЕНЯТЬ

с 1 января 2018 года

СКАЧАТЬ СТАНДАРТ

приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н

ВОПРОСЫ ВАШИХ КОЛЛЕГ

что меняется

  1. Стандарт вводит требования для бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения>>>.
  2. Установили, какая информация отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения>>>.
  3. Закрепили формы бухгалтерской (финансовой) отчетности для публичного раскрытия показателей>>>.
  4. Добавили Пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности>>>.
  5. Ввели понятие «реклассификация показателей отчетности»>>>.
  6. Сформулировали критерии распределения активов и обязательств на долгосрочные и краткосрочные>>>.
  7. Указали, как переходить на стандарт при его первом применении>>>.

КАК ПРИМЕНЯТЬ

Изменение 1. Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения.

В стандарте Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденном приказом Минфина от 31.12.2016 № 260н (далее – Стандарт «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности») устанавливаются единые требования и подходы к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения. Также в нем определены обязательные общие требования к минимальному составу и порядку предоставления публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Стандарт нужно использовать при составлении отчетности за 2018 год.


Стандарт применяется для составления индивидуальной и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения, публичного раскрытия показателей отчетности организациями государственного сектора. Об этом – в пункте 2 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности».


Стандарт не применяется, если отчетность специального назначения, в том числе управленческая отчетность, налоговая отчетность, или отчетность, составляемая для целей государственного статистического наблюдения. Также если отчетность общего назначения составляется субъектом отчетности, имеющим полномочия по бюджетному законодательству вести бюджетный учет и составлять бюджетную отчетность за исключением казенных учреждений, то стандарт применять не надо (п. 3 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»).


Понятия отчетности общего и специального назначения раскрыты в пунктах 9-10 Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности», утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н.


Положения Стандарта применяются одновременно с положениями Стандарта «Концептуальные основы бухучета и отчетности».

Изменение 2. Информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения.

В бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения отражается информация об активах, обязательствах, доходах, расходах, о движении денежных средств, также дополнительная нефинансовая информация, которая раскрывается в Пояснительной записке к бухгалтерской (финансовой) отчетности или в Пояснениях (п. 7 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»).

Изменение 3. Публичное раскрытие показателей отчетности.

Начиная с отчетности за 2018 год состав раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности включает показатели следующих отчетов:
– бухгалтерского баланса;
– отчета о финансовых результатах деятельности;
– отчета о движении денежных средств;
– Пояснительной записки;
– отчетов, обеспечивающих сопоставление показателей, утвержденных законом (решением) о бюджете и показателей исполнения бюджета;
– Пояснения.
Такие формы указаны в пункте 24 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности».


Публично раскрываемые показатели представляются в тысячах, миллионах или миллиардах рублей. В Пояснительной записке необходимо раскрыть в упорядоченном виде существенную для пользователей информацию, в.т.ч. основные положения учетной политики. Например, применяемые учреждением способы оценки активов и обязательств, доходов и расходов в случаях, когда нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету допускают выбор одного из нескольких допустимых способов оценки активов, обязательств, доходов и расходов. Детальное описание требований к составу информации в Пояснительной записке указано в пункте 37 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Изменение 4. Пояснения к отчетности.

Для более полного представления информации в Пояснениях информация предоставляется в иных единицах измерения (п. 23 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности). Она нужна пользователю отчетности для более детального анализа конкретных показателей. Все существенные показатели бухгалтерской отчетности, отражающие группы активов, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета представляются отдельно. Показатели, отличающиеся от других по своему содержанию (функциональному, экономическому) раскрываются отдельно за исключением случаев, когда отражение обобщенных показателей не влияет на существенность информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.


Показатели, обобщение которых не влияет на существенность информации, но такие показатели нужны, чтобы раскрыть информацию о результатах деятельности субъекта отчетности, раскрываются обособленно в Пояснениях (п. 20 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»).


По активам и обязательствам раскройте в Пояснениях детализированную, существенную информацию (п. 33 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»). Также раскройте информацию о чистых активах. Если чистые активы не превышают нижнюю границу допустимых лимитов по законодательству, в Пояснениях укажите причины отклонения от требований и какие меры нужно принять, чтобы улучшить показатели (п. 34 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»).

Изменение 5. Реклассификация показателей отчетности.

Для представляемой публичной отчетности Стандартом введено понятие «реклассификация показателей отчетности». Реклассификация показателей отчетности означает изменение сравнительной информации публично раскрываемых показателей отчетности по сравнению с информацией, раскрываемой за предыдущие отчетные периоды (п. 17 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»).


Корректировка сравнительной информации при уточнении учетной политики или исправлении ошибок регламентируется другими нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если произведена реклассифицикация показателей отчетности, в Пояснениях необходимо указать характер и причину реклассификации, ее стоимостные показатели. Если реклассификация показателей за предыдущий период не производится, информацию об этом также раскройте в Пояснениях (п. 18 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»).

Изменение 6. Критерии краткосрочных и долгосрочных активов и обязательств.

В Стандарте установлено, что активы и обязательства в бухгалтерском балансе должны быть представлены с подразделением на долгосрочные (внеоборотные) и краткосрочные (оборотные). Такое разграничение позволит более достоверно представить финансовое положение учреждения. Об этом сказано в пункте 26 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Деление (классификация) на долгосрочные и краткосрочные активы и обязательства приведено в пунктах 27, 28 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности».


По краткосрочным долговым обязательствам Стандарт содержит закрытый перечень событий, произошедших в период между отчетной датой и датой утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, информацию о которых необходимо раскрыть (п. 31 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»).
Показатели активов в бухгалтерском балансе раскрывайте в нетто-оценке, то есть за вычетом любой накопленной амортизации амортизируемых активов, убытков от обесценивания, резервов под снижение стоимости материальных запасов и резервов по сомнительным долгам (п. 32 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»).

Изменение 7. Переход на стандарт.

Стандарт применяется с отчетности за 2018 год, при этом следует руководствоваться требованиями переходных положений Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»:
– представить сопоставимую информацию хотя бы за один прошлый отчетный период, согласно учетной политике за 2018 год (т.е. в отчетности 2018 года сопоставимые данные за 2017 год должны быть представлены в соответствии с учетной политикой за 2018 год);
– если сопоставимая информация за предыдущий период не представлена, это необходимо указать в Пояснениях.
Такие положения указаны в пунктах 38, 39, 40 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Вопросы Ваших коллег

У учреждения числится задолженность на 1 января 2018 года по контракту на строительство, который заключен на три года. Работа по контракту оплачивается частями: в 2018, 2019 и 2020 годах. Какое это обязательство: долгосрочное или краткосрочное?



Долгосрочное обязательство – это обязательство, срок погашения которого составляет более 12 месяцев после отчетной даты. Таким образом долгосрочное обязательство составляет кредиторская задолженность, подлежащая погашению в 2019 и 2020 годах. Необходимо выделить краткосрочную часть, составляющую задолженность, подлежащую погашению в 2018 году.


Следовательно, задолженность по контракту на строительство по состоянию на 1 января 2018 года будет представлена в балансе частично в составе долгосрочных обязательств, а частично - в составе краткосрочных.


Это следует из пунктов 28, 29 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности».

В учреждении на 1 января 2018 года числится задолженность по депонированной заработной плате. Какое это обязательство?



Депонированная заработная плата – это краткосрочное обязательство. Учреждение не вправе отсрочить выплату такой зарплаты, если сотрудник пришел ее получить. Это следует из пункта 28 Стандарта «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Видео