Закрыть
Закрыть
Получить доступ к Системе Госфинансы
Федеральные стандарты бухучета госфинансов

2020 год Концессионные соглашения

КОГДА ПРИМЕНЯТЬ

C 1 января 2020 года

СКАЧАТЬ СТАНДАРТ

Приказ Минфина от 29.06.2018 № 146н

ВОПРОСЫ ВАШИХ КОЛЛЕГ

что меняется

  1. Уточнен порядок применения стандарта>>>
  2. Закреплен порядок учета имущества концедента>>>
  3. Закреплен порядок учета доходов и расходов концедента>>>
  4. Установлен состав информации о концессионных соглашениях, раскрываемых в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности>>>

КАК ПРИМЕНЯТЬ

Изменение 1. Отношения, на которые распространяется стандарт

Отношения, которые возникают при передаче имущества в концессию, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон № 115-ФЗ).
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать или реконструировать определенное этим соглашением имущество (объект концессионного соглашения). Право собственности на объект концессионного соглашения принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту).
Концедент - публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), уполномоченные им органы исполнительной власти, юридические лица, которым переданы полномочия концедента, а также государственная компания «Российские автомобильные дороги» и государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Стандартом для обозначения федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выступающего от имени концедента, применяется термин – уполномоченный субъект учета.
Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, юридическое лицо или действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица (п. 1 ст. 5 Закона № 115-ФЗ). С имуществом – объектом концессии концессионер обязан осуществлять строго определенные концессионным соглашением виды деятельности, в свою очередь концедент предоставляет концессионеру права владения и пользования объектом на срок, установленный соглашением.
Объектами концессионных соглашений могут быть:
– автомобильные дороги, элементы их обустройства, в том числе остановочные пункты, объекты, предназначенные для взимания платы, в том числе пункты взимания платы, объекты дорожного сервиса;
– морские и речные порты;
– морские и речные суда, паромные переправы, плавучие и сухие доки;
– аэродромы, авиационная инфраструктура, производственная и инженерная инфраструктура аэропортов;
– системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства;
– объекты социального обслуживания граждан;
– объекты здравоохранения, в том числе предназначенные для санаторно-курортного лечения;
– объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения;
– технические средства обеспечения функционирования объектов информационных технологий;
– центры обработки данных.
Об этом - в статье 4 Закона № 115-ФЗ.


Срок действия концессионного соглашения длительный, составляет 20–25 лет, он устанавливается в самом соглашении с учетом срока создания или реконструкции объекта концессионного соглашения.
Концессия как гражданские правоотношения описана гораздо раньше правил бухгалтерского учета, установленных СГС «Концессионные соглашения». Применять уполномоченным органам власти, уже заключившим соглашения, данный стандарт до 2020 года или не применять – решает сам уполномоченный субъект учета. Специалисты Минфина в письме от 30.11.2017 № 02-06-10/79778 уточняют, что «досрочное» применение стандарта возможно при условии раскрытия информации в отчетности.

Изменение 2. Учет имущества концедента

Уполномоченный субъект учета учитывает передаваемое имущество на счетах учета нефинансовых активов имущества казны. Объект концессии передают на основании акта приема-передачи, подписанного сторонами концессионного соглашения, и отражается в учете концедента внутренним перемещением.
Кроме того, уполномоченному субъекту учета необходимо:
– принять к забалансовому учету объявленную сумму инвестиций (предельный размер расходов) на создание или реконструкцию объекта концессионного соглашения и корректировать ее, если сметная стоимость создания или реконструкции объекта концессионного соглашения меняется;
– принять к забалансовому учету фактическую сумму инвестиций концессионера на создание или реконструкцию объекта концессионного соглашения. С установленной периодичностью концессионер предоставляет необходимую информацию о своих фактических затратах. 
На дату регистрации права собственности концедента на созданный объект концессионного соглашения или на дату ввода в эксплуатацию реконструированного объекта уполномоченный орган власти:
– принимает к учету объект концессионного соглашения по стоимости, указанной в подписанном сторонами концессионного соглашения акте приема-передачи;
– отражает сумму предусмотренных концессионным соглашением обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов концессионера на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;
– отражает предстоящие доходы в сумме разницы между стоимостью создания или реконструкции объекта и суммой обязательств концедента по финансированию (возмещению) расходов концессионера на создание или реконструкцию объекта.
В течение срока действия концессионного соглашения предстоящие доходы равномерно (ежемесячно) списываются на финансовый результат отчетного периода.
Если концессионное соглашение расторгнуто досрочно, весь остаток предстоящих доходов одновременно относится на финансовый результат отчетного периода, а забалансовые счета закрываются.
Смотрите, как отразить передачу или возврат имущества по концессионному соглашению.

Изменение 3. Учет доходов и расходов концедента

Пользование имуществом – объектом концессии для концессионера является платным. Размер концессионной платы, форма, порядок и сроки ее внесения устанавливаются концессионным соглашением (п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).
На общую сумму концессионной платы уполномоченный субъект учета признает доходы будущих периодов в корреспонденции с расчетами по доходам от собственности, если на дату принятия к учету созданного или реконструированного объекта концессионного соглашения общая сумма доходов по соглашению может быть надежно определена.
В составе доходов от собственности текущего периода предстоящие доходы по концессионному соглашению признаются равномерно до истечения срока действия концессионного соглашения.
Расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению по общему правилу несет концессионер, но концедент может принять на себя часть расходов на создание или реконструкцию объекта концессионного соглашения, использование объекта концессионного соглашения.
Стандартом описаны правила отражения двух видов расходов, которые могут быть установлены условиями концессионного соглашения и признаны концедентом:
1) расходы на использование объекта соглашения, расходы концессионера по обслуживанию заемных средств, компенсация доходности инвестированного собственного капитала концессионера;
2) расходы на возмещение недополученных концессионером доходов.
И тот и другой виды расходов концедента признаются в составе расходов отчетного периода, однако в отношении расходов на возмещение недополученных доходов стандарт уточняет, что концедент признает соответствующую сумму на безвозмездные перечисления организациям, в отношении расходов на эксплуатацию, обслуживание, компенсацию доходности такие уточнения отсутствуют.
Смотрите, как учитывать доходы и расходы по концессионному соглашению.

Изменение 4. Информация в Пояснениях

В пояснениях к отчетности раскрывается информация:
– о самом концессионном соглашении – наименование концессионера, реквизиты и срок действия соглашения, описание деятельности, предусмотренной соглашением, изменения существенных условий соглашения, которые произошли в отчетном периоде;
– об имуществе концедента на начало и на конец года: состав имущества с указанием балансовой стоимости каждого объекта и суммы накопленной амортизации, сметная стоимость создания или реконструкции объекта, фактическая величина инвестиций концессионера в создание или реконструкцию объекта, планируемая и фактическая даты ввода в эксплуатацию объекта, пояснение причин изменения раскрываемых показателей;
– об обязательствах концедента на начало и конец отчетного периода: по финансовому обеспечению, финансированию, возмещению расходов на создание или реконструкцию объекта концессии и его эксплуатации, по возмещению недополученного дохода концессионера, по предоставленным концессионеру государственным или муниципальным гарантиям и их исполнению;
– о доходах концедента: величине доходов от концессионной платы, доходов от создания или реконструкции объекта, признанных им в отчетном периоде, величине задолженности концессионера по концессионной плате на отчетную дату с выделением суммы просроченной задолженности концессионера.
Об этом в разделе IV CГС «Концессионные соглашения».

Вопросы Ваших коллег

Каким образом отразить в бюджетном учете передачу имущества казны в концессию и его возврат в связи с окончанием срока действия концессионного соглашения? Как отразить передачу в концессию основных средств, закрепленного за учреждением (право оперативного управления не прекращается)?



В соответствии с пунктом 5 СГС «Концессионные соглашения» передача и возврат имущества концедента по концессионному соглашению отражаются уполномоченным субъектом учета как внутреннее перемещение соответствующих нефинансовых активов на дату подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи:
Дебет 1 108 9Х 310 Кредит 1 108 5Х 410.
При этом имущество казны в концессии учитывается на следующих аналитических счетах:
– 1 108 91 000 «Недвижимое имущество концедента, составляющее казну»;
– 1 108 92 000 «Движимое имущество концедента, составляющее казну»;
– 1 108 95 000 «Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну».
Передача в концессию имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственным (муниципальным) учреждением, отражается:
Дебет 0 101 9Х 310 Кредит 0 101 ХХ 410, субсчета 10, 20, 30.
Внутреннее перемещение имущества в концессию отражает в учете учреждение, чье имущество передается, а уполномоченный субъект учета отражает передачу имущества на предназначенном для этого забалансовом счете. Стандарт не указывает, какой именно забалансовый счет имеется в виду, по мнению автора, это не счет 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование», поскольку концессия все же не является безвозмездным пользованием. Вполне вероятно, что новый необходимый забалансовый счет будет добавлен в Единый план счетов Инструкции № 157н.
Возврат имущества в состав казны или основных средств учреждения будет отражаться обратной записью:
Дебет 1 108 5Х 310 Кредит 1 108 9Х 410;
Дебет 0 101 ХХ 310 Кредит 0 101 9Х 410 по соответствующим субсчетам.

Какие аналитические счета учета применяются для отражения доходов концедента от концессионной платы?



Доходы концедента от концессионной платы, возникающих в рамках реализации концессионного соглашения, учитывайте по подстатье КОСГУ 12K «Доходы от концессионной платы» (п. 9.2.11 Порядка 209н). Расчеты по доходам от концессионной платы отражаются на счете 205 2К «Расчеты по доходам от концессионной платы».
В соответствии с пунктом 10 СГС «Концессионные соглашения» субъект учета отражает расчеты с дебиторами по доходам от собственности на общую сумму доходов по концессионному соглашению в корреспонденции с балансовыми счетами учета предстоящих доходов от концессионной платы, если на дату принятия к учету созданного (реконструированного) объекта концессионного соглашения общая сумма доходов по соглашению может быть надежно определена:
Дебет 1 205 2К 56Х Кредит 1 401 40 12К.
По мере признания доходов от концессионной платы уполномоченный субъект учета корректирует суммы прогнозных показателей по доходам от концессионной платы на оставшийся срок действия концессионного соглашения:
Дебет 1 401 40 12К Кредит 1 401 10 12К.

Видео