Закрыть
Закрыть
Получить доступ к Системе Госфинансы
Федеральные стандарты бухучета госфинансов

Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и активах

КОГДА ПРИМЕНЯТЬ

C 1 января 2020 года

СКАЧАТЬ СТАНДАРТ

Приказ Минфина от 30.05.2018 № 124н

ВОПРОСЫ ВАШИХ КОЛЛЕГ

что меняется

  1. Определены виды резервов, создание которых регулируется стандартом>>>
  2. Названы условия, при которых формирование резерва обязательно>>>
  3. Установлен порядок оценки резервов при принятии к учету и в последующем>>>
  4. Даны определения условных активов и условных обязательств, сформулированы требования по отражению условных объектов в бухгалтерской (финансовой) отчетности>>>

КАК ПРИМЕНЯТЬ

Изменение 1. Понятие и виды резервов

Резерв – обязанность учреждения осуществить расходы, установленные законодательством Российской Федерации. Отличие резерва от обычного обязательства в том, что точный срок его исполнения неизвестен, а величина резерва определяется расчетным путем.
Стандарт применяют при создании резервов:
– по гарантийному ремонту;
– претензиям, искам;
– реструктуризации;
– убыточным договорным обязательствам;
– демонтажу и выводу ОС из эксплуатации.
Стандарт не применяют при формировании резерва на предстоящую выплату отпускных. Порядок, как его создавать, установлен Инструкцией 157н. С 2021 года порядок формирования этого резерва будет регулироваться СГС «Выплаты персоналу». Аналогичным образом правила формирования резерва под снижение стоимости материальных запасов установлены СГС «Запасы», резерва по сомнительным долгам – СГС «Доходы». Формирование иных резервов регулируется нормативными правовыми актами по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности,например, резервов по пенсионным обязательствам.
Кроме того, стандарт не применяется:
1. При исполнении:
– публичных нормативных обязательств. Исключение – обязательства по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности. Напомним, что к публичным нормативным обязательствам относятся законодательно установленные публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме;
– обязательств по выплатам физическим лицам в связи с исполнением трудовых функций. Исключение – обязательства по выплатам, осуществляемым в результате реструктуризации деятельности. Например, по заработной плате резерв не формируется;
– обязательств, возникающих по незавершенным договорам. Исключение – обременительные договора. Обременительным договором считается договор, неизбежные затраты на выполнение обязательств по которому превышают экономические выгоды, которые ожидается по нему получить. При этом, несмотря на убыточность договора, субъект учета будет обязан исполнить принятые обязательства по данному договору.
2. При формировании затрат, которые планируются к осуществлению исходя из допущения непрерывности деятельности субъекта учета – затраты для продолжения деятельности субъекта учета в обозримом будущем.
Одновременно с резервом предстоящих расходов формируются отложенные обязательства, величина которых определена на момент их принятия условно-расчетно, а также по которым не определено время их исполнения. Подробнее смотрите в Системе Госфинансы, вип-версии Системы Госфинансы.

Изменение 2. Критерии признания резервов

Резерв можно принять к учету только, если выполнены условия:
– у учреждения есть обязанность по результатам произошедших фактов хозяйственной жизни;
– для исполнения обязанности необходимо выбытие активов;
– размер обязанности может быть обоснованно оценен и подтвержден;
– от учреждения не зависят момент предъявления требования об исполнении обязательства и его размер.
Подробнее смотрите в Системе Госфинансы, вип-версии Системы Госфинансы.

Изменение 3. Признание резервов

Момент признания резерва в учете и его оценка определяются видом резерва.
Резерв по претензиям, искам принимают к учету на основании предъявленных претензий, исков в следующие сроки:
– в случае досудебного урегулирования – на дату получения претензионного требования;
– если не предполагается досудебное урегулирование – на дату уведомления субъекта учета о принятии иска к судебному производству.
Если полученные претензии, иски не имеют претензионного или досудебного урегулирования предъявленных требований и основания для обжалования претензий, исков отсутствуют, то резерв не формируется. В этом случае обязательство признается по судебному акту или исполнительному документу. Резерв по претензиям, искам признается в полной сумме претензионных требований и исков. Подробнее смотрите в Системе Госфинансы, вип-версии Системы Госфинансы.


Резерв по гарантийному ремонту признают в момент передачи работ, услуг, товаров покупателю, если обязанности производить гарантийный ремонт или техническое обслуживание включены в условия договора. Порядок расчета резерва по гарантийному ремонту учреждение устанавливает самостоятельно в учетной политике. Подробнее смотрите в Системе Госфинансы, вип-версии Системы Госфинансы.


Резерв по реструктуризации деятельности признается при наличии общих критериев признания резервов и дополнительных:
– имеется план или программа реструктуризации деятельности;
– у заинтересованных лиц имеются обоснованные ожидания, что план будет реализован в обозримом будущем.
Резерв признают на наиболее раннюю из дат: на дату объявления о реструктуризации либо дату начала реализации мероприятий по реструктуризации. Резерв оценивают в сумме обязательств, которые возникают в результате реализации мероприятий по реструктуризации, в том числе обязательств по переподготовке, перемещению персонала, не подлежащего сокращению, без учета обязательств по текущей деятельности. Подробнее смотрите в Системе Госфинансы, вип-версии Системы Госфинансы.


Резерв по убыточным договорным обязательствам признают на дату подтверждения убыточности дальнейшего исполнения договора. Резерв создается в отношении таких договоров, условия исполнения которых изменились по причинам, не зависящим от учреждения. В случае когда учреждение имеет возможность расторгнуть договор в одностороннем порядке и санкции за это не превышают экономические выгоды от исполнения сделки, резерв не формируют.
Резерв по убыточным договорным обязательствам оценивается в размере ожидаемого превышения затрат на исполнение договора над экономическими выгодами от его исполнения, подтвержденного финансово-экономическим обоснованием исполнения договора. Подробнее смотрите в Системе Госфинансы, вип-версии Системы Госфинансы.


Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации признают:
1. На дату принятия к учету основных средств, по которым учреждение понесет расходы при его выводе из эксплуатации, а также восстановлении участка, на котором оно расположено. Подобные обязанности могут быть зафиксированы договором о его приобретении, создании, пользовании.
Величина резерва оценивается в сумме планируемых обязательств по демонтажу, которые на момент принятия ОС к учету расчетно-документально подтверждены, или в сумме обязательств по восстановлению участка, на котором этот объект расположен.
2. На дату принятия к учету основных средств, полученных от другой организации госсектора, в том случае, если условия пользования объекта по договору купли-продажи, пользования предусматривают обязанность учреждения демонтировать основное средство или вывести из эксплуатации.
Резерв признают в сумме на демонтаж и вывод ОС из эксплуатации, которая указана в передаточных документах при получении объекта от учредителя или иной организации госсектора.
Одновременно с резервом учреждение принимает к учету в составе нефинансовых активов будущие расходы на демонтаж и вывод ОС из эксплуатации. Подробнее смотрите в Системе Госфинансы, вип-версии Системы Госфинансы.


Стоимостная оценка резервов подлежит ежегодному пересмотру и корректировке при необходимости. Корректируются резервы до текущей обоснованной оценки на годовую отчетную дату или на дату составления последней бухгалтерской финансовой отчетности при реорганизации учреждения. 


Изменения оценки резервов относятся на финансовый результат текущего периода. Исключение – резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации. Изменения его оценки относятся на увеличение или уменьшение стоимости будущих расходов на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации, которые равномерно распределяют на расходы текущего периода в течение срока полезного использования основного средства, в отношении которого признан резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.


Резерв списывается при признании затрат или кредиторской задолженности по выполнению обязательства, по которому резерв был создан, если иное не установлено стандартом. Если величина созданного резерва больше суммы обязательства, то неиспользованный резерв списывают в уменьшение расходов текущего периода. При недостатке средств резерва разницу покрывают расходами текущего периода.

Изменение 4. Условные активы и обязательства

Стандарт вводит определения двух новых объектов бухгалтерского учета – условные активы и условные обязательства.
Условное обязательство – обязанность учреждения по осуществлению расходов, не определенных по величине и с ненаступившим сроком их исполнения, предъявления, при условии когда в обозримом будущем не ожидается выбытие активов, а величина расходов не может быть расчетно-документально оценена. Например, условным обязательством будет признаваться обязательство, по которому учреждение несет солидарную ответственность и исполнение которого потребует выбытия активов этого учреждения только в случае отказа в исполнении другими участниками солидарной ответственности. По условным обязательствам резервы не создаются, так как один из критериев признания – расчетная величина.


Условный актив – право учреждения на имущество, которое может возникнуть, независимо от его воли, при наступлении в обозримом будущем событий, дающих такое право.
Стоимостная оценка условных обязательств и условных активов не производится.
В текстовой части Пояснительной записки раскрывается существенная информация об условных активах и обязательствах. Кратко опишите условные активы и обязательства, а также оцените их влияние на финансовые показатели.

Вопросы Ваших коллег

Какими бухгалтерскими записями отразить формирование и расходование резерва по предъявленным искам? Каков порядок признания и списания резерва?



При получении искового заявления, претензии учреждение:
– формирует резерв
Дебет 0 401 20 29Х Кредит 0 401 60 29Х;
– принимает отложенное обязательство 
Дебет 1 501 93 29Х (0 506 90 29Х) Кредит 0 502 99 29Х.

Методическими рекомендациями по применению положений СГС «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах»  установлено, что резерв по претензиям, искам признается в полной сумме претензионных требований и исков либо с учетом экспертного мнения собственной юридической службы с учетом вероятности оспаривания иска, иного урегулирования (письмо Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716).
Правила расчета оценочного значения величины резерва закрепляются в учетной политике. 
При расчете величины резерва и отложенного обязательства по нему необходимо учесть и обязательства, уже признанные учреждением к моменту выставления претензии.
Например, полученная претензия в результате неисполнения договорных обязательств – просрочки платежей будет состоять из трех сумм – основного долга, штрафных санкций за нарушения условий контракта и компенсации судебной пошлины, уплаченной истцом. В этом случае сумма основного долга уже отражена в учете ответчика. Резерв по ней создавать не нужно, а по другим составляющим претензии – необходимо создать.
Обязательства, признанные в судебном порядке, отражаются в учете за счет ранее начисленного резерва:
Дебет 0 401 60 29Х Кредит 0 302 9Х 73Х, 0 303 05 731
Одновременно
– принимают бюджетные и денежные обязательства:
Дебет 0 502 99 29Х Кредит 0 502 11 29Х;
Дебет 0 502 11 29Х Кредит 0 502 12 29Х.
– корректируют плановые назначения:
Дебет 1 501 13 29Х (0 506 10 29Х) Кредит 1 501 93 29Х (0 506 90 29Х).

Невостребованные суммы резервов и отложенных обязательств подлежат корректировке:
Дебет 0 401 60 29Х Кредит 0 401 20 29Х;
Дебет 0 502 99 29Х Кредит 1 501 93 29Х (0 506 90 29Х).
Такая же корректировка потребуется и в случае досудебного или внесудебного урегулирования полученной претензии, по которой был сформирован резерв. В учетной политике следует определить документ, который будет являться основанием для корректировки резерва, – это может быть письменное уведомление об отзыве претензии, соглашение об урегулировании.

Как рассчитать величину резерва по гарантийному ремонту?



Методическими рекомендациями по применению положений СГС, доведенными письмом Минфина от 05.08.2019 № 02-07-07/58716 установлена обязанность закрепить порядок формирования резерва по гарантийному ремонту в учетной политике.
Сумма резерва по гарантийному ремонту определяется на основании данных, полученных по результатам статистических наблюдений либо усредненных ретроспективных данных.
Например, учреждение производит, продает оборудование и на реализованную продукцию предоставляет гарантию сроком на 12 месяцев. За 2017 год сумма выручки от реализации составила 1,7 млн руб., за 2018 год – 2,1 млн руб., за 2019 год – 1,9 млн руб.
Сумма фактических расходов на осуществление гарантийного ремонта составила соответственно 63 тыс. руб., 87 тыс. руб., 71 тыс. руб. Выручка от реализации в 2020 году планируется в объеме 2 млн руб.
Доля фактических расходов на осуществление гарантийного ремонта в объеме выручки от реализации составляет
(сумма фактических расходов на гарантийный ремонт/сумма выручки):
(63 тыс. руб. + 87 тыс. руб. + 71 тыс. руб.) : (1,7 млн руб. + 2,1 млн руб.+ 1,9 млн руб.) × 100 = 3,9%.
В 2020 году резерв по гарантийному ремонту следует запланировать в сумме 78 000 руб.

Видео