Закрыть
Закрыть
Получить доступ к Системе Госфинансы
Федеральные стандарты бухучета госфинансов

2021 год Информация о связанных сторонах

КОГДА ПРИМЕНЯТЬ

С 1 января 2021 года

СКАЧАТЬ СТАНДАРТ

Приказ Минфина от 30.12.2017 № 277н

ВОПРОСЫ ВАШИХ КОЛЛЕГ

что меняется

  1. Определена терминология «связанных сторон», указаны виды лиц, образующих связанные стороны>>>
  2. Определены способы формирования информации о связанных сторонах>>>
  3. Определен состав информации, которую необходимо раскрывать в отчетности о связанных сторонах>>>

КАК ПРИМЕНЯТЬ

Изменение 1. Терминология и виды связанных сторон

Минфином выпущены методические рекомендации по применению стандарта «Информация о связанных сторонах» (письмо Минфина от 30.11.2020 № 02-06-07/105552, далее – Методические рекомендации), где законодатель разъяснил, кого следует считать связанными сторонами: это юридические и (или) физические лица, которые оказывают влияние на деятельность друг друга.
Возможные виды связанных сторон, названные в пункте 5 стандарта:
1. Аффилированные лица субъекта отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что понятие «аффилированные лица» определено статьей 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и в первую очередь под понятие «аффилированные лица» попадают взаимоотношения коммерческих компаний и предприятий. Публично-правовые образования, органы государственной власти и органы местного самоуправления, выступающие от имени публично-правовых образований, не следует рассматривать в качестве аффилированных лиц субъекта отчетности с точки зрения статьи 124 Гражданского кодекса и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В организациях бюджетной сферы, на бухгалтерский учет которых распространяется действие стандарта, аффилированными лицами могут быть признаны, например, для автономного учреждения – члены его наблюдательного совета.
2.Лица, которые являются заинтересованными в заключении субъектом отчетности сделок.
Критерии заинтересованности определены для автономных учреждений статьей 16 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», для бюджетных учреждений – статьей 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях. Согласно положениям, установленным названными нормативными актами, к лицам, заинтересованным в заключении сделок, можно отнести руководителя (заместителя руководителя) учреждения, членов наблюдательного совета автономного учреждения, иных лиц в соответствии с законодательством.
Однако у бюджетных и автономных учреждений предусмотрено законодательное ограничение на совершение подобных сделок – они должны быть предварительно одобрены наблюдательным советом автономного учреждения, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Для казенных учреждений понятие сделки с заинтересованностью действующим законодательством не определено. Вместе с тем допускается применение правового подхода, в рамках которого понятие конфликта интересов, установленное статьей 27 Закона о некоммерческих организациях, относится и к казенным учреждениям, например, при заключении ими государственных (муниципальных) контрактов.
3. Лица, хозяйственные решения которых субъект отчетности на основании законодательства, учредительных документов и соглашений имеет право определять или в принятии которых он может участвовать.
Примером связанных сторон такого типа являются отношения бюджетных (автономных) образовательных учреждений высшего образования и хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств, учредителями которых они могут быть согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Иные лица, имеющие право на основании законодательства, учредительных документов и соглашений определять хозяйственные решения, принимаемые субъектом отчетности, или имеющие возможность участвовать в их принятии.
Методические рекомендации уточняют, что при рассмотрении всех возможных взаимоотношений между связанными сторонами следует учитывать экономическую сущность данных взаимоотношений, а не только их правовую форму. Например, факт присутствия в составе наблюдательного совета автономного учреждения физического лица, являющегося заместителем руководителя иного юридического лица, с которым автономное учреждение заключает сделку, не обязательно создает отношения между связанными сторонами.

Изменение 2. Информация о связанных сторонах

Пунктом 8 стандарта установлено, что формирование информации о составе (перечне) связанных сторон и об операциях со связанными сторонами осуществляется на основании аналитического учета, обеспечиваемого при ведении бухгалтерского учета. Однако действующие инструкции по учету – Инструкция № 157н, Инструкция № 162н, Инструкция № 174н, Инструкция № 183н – такого аналитического признака, как признак связанной стороны, в коде синтетического (аналитического) счета плана счетов не предусматривают. В то же время Инструкция № 191н, Инструкция № 33н допускают составление бюджетной (бухгалтерской) отчетности с применением аналитических (управленческих) данных, сформированных в ходе осуществления субъектом учета своей деятельности.
Важно: Правила (подходы, положения) ведения управленческого учета, а также формы документов, применяемых при ведении управленческого учета, определяются субъектом учета самостоятельно.

Изменение 3. Отражение информации о связанных сторонах в отчетности

В годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности раскрывается информация:
- о количестве связанных сторон субъекта отчетности для каждой из групп организаций – коммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий), некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений). При этом в перечень связанных сторон должны быть включены лица, которые являлись связанными сторонами субъекта отчетности на начало и (или) в течение отчетного периода, даже если на отчетную дату они уже не являлись его связанными сторонами;
- об операциях субъекта отчетности со связанными сторонами. Пунктом 11.2 стандарта названы виды таких операций:
а) безвозмездное перечисление (передача) активов;
б) предоставление (получение) кредитов, займов, ссуд;
в) реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг;
г) операции с иным государственным (муниципальным) имуществом;
д) прочие операции. 
Важно: Методическими рекомендациями доведены образцы форм, как представить информацию о составе связанных сторон, информацию об операциях со связанными сторонами.

Вопросы Ваших коллег

Как рассчитать размер крупной сделки для бюджетного учреждения?



Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» дает определение  крупной сделки бюджетного учреждения (ч. 13 ст. 9.2 Закона) – крупной признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Для расчета критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования необходимо использовать показатель Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), представленного и принятого в составе официальной отчетности на последнюю отчетную дату.
Показатель балансовой стоимости активов бюджетного учреждения на конец отчетного периода отражается по строке 350 графы 10.

Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения высшего образования передачу исключительного права на нематериальный актив в качестве вклада в уставный капитал созданного им хозяйственного общества?



Согласно статье 103 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» бюджетные учреждения – образовательные организации высшего образования имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности (Минобрнауки), быть учредителями хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, а именно:
- программ для электронных вычислительных машин, баз данных;
- изобретений, полезных моделей, промышленных образцов;
- селекционных достижений;
- топологий интегральных микросхем;
- секретов производства (ноу-хау).
Исключительные права на них должны принадлежать образовательным организациям.
О создании хозяйственного общества (их еще называют малыми инновационными предприятиями – МИП) учреждение должно известить Минобрнауки в течение семи дней с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества.
Важно: в соответствии со статьей 120 и пунктом 1 статьи 298 ГК учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Иными словами, для внесения в уставный капитал хозобщества имущества, предоставленного учредителем, потребуется его согласие. Если же результат интеллектуальной деятельности (РИД) был создан учреждением за счет собственных средств, то согласие учредителя на передачу РИД в качестве вклада не требуется.
РИД, вносимый в качестве вклада в уставный капитал хозобщества, должен быть зарегистрирован в установленном порядке и учтен в бухгалтерском учете образовательного учреждения на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы»:
Д 2 106 3I 320 К 2 302 ХХ 73Х, 2 303 ХХ 731, 2 101 ХХ 410, 2 105 ХХ 44Х – учтены затраты учреждения на создание нематериального актива вида «Программное обеспечение и базы данных».
После оформления исключительного права на нематериальный актив (получения патента, свидетельства, заключения договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации и т. д.) сформированные капитальные вложения принимаются к учету в качестве объекта НМА:
Д счета 2 102 3I 320 К 2 106 3I 320 – исключительные права на программное обеспечение приняты к учету.
Передача в уставный капитал хозобщества исключительного права на РИД в учете учреждения отражается как выбытие нематериального актива:
Д 2 215 34 530 К 2 102 3I 420 – сформированы вложения в финансовые активы.
По завершении формирования первоначальной стоимости долей к учету принимаются финансовые вложения:
Д 2 204 34 530 К 2 215 34 630.
До передачи РИД в хозобщество на него начисляется амортизация по правилам, установленным стандартом «Нематериальные активы». В примере записи по начислению и последующему списанию амортизации не приведены.

Видео