Закрыть
Закрыть
Получить доступ к Системе Госфинансы
Федеральные стандарты бухучета госфинансов

2021 год Затраты по заимствованиям

КОГДА ПРИМЕНЯТЬ

С 1 января 2021 года

СКАЧАТЬ СТАНДАРТ

Приказ Минфина от 15.11.2019 № 182н

ВОПРОСЫ ВАШИХ КОЛЛЕГ

что меняется

  1. Уточнено определение затрат по заимствованиям, приведена их классификация>>>
  2. Установлены правила принятия к учету затрат по заимствованиям>>>
  3. Раскрыт порядок отражения затрат по заимствованиям на счетах бухгалтерского учета и применения подстатей КОСГУ>>>
  4. Определен состав информации по затратам по заимствованиям, раскрываемый в бухгалтерской отчетности>>>

КАК ПРИМЕНЯТЬ

Изменение 1. Термины, используемые в стандарте

Согласно стандарту, под затратами по заимствованиям понимается совокупность:
1. Затрат по государственному (муниципальному) долгу.
2. Затрат по долговым обязательствам государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.
3. Процентных расходов по долгосрочным обязательствам перед поставщиками (подрядчиками, исполнителями) за поставленные товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги по договорам, предусматривающим условие отсрочки платежа на период, превышающий 12 месяцев.
Поименованные группы являются и видами затрат по заимствованиям.
К затратам по государственному (муниципальному) долгу относятся:
- затраты по обслуживанию государственного (муниципального) долга – бюджетные расходы по выплате процентов по государственным (муниципальным) долговым обязательствам, по выплате дисконта при погашении (выкупе) государственных (муниципальных) долговых обязательств и иным платежам по обслуживанию государственных (муниципальных) долговых обязательств;
- прочие затраты по государственному (муниципальному) долгу – иные расходы бюджета, непосредственно связанные с государственным (муниципальным) долгом, например расходы на оплату услуг кредитных организаций по размещению, выкупу, обмену и погашению государственных и муниципальных долговых обязательств.
К затратам по долговым обязательствам государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений относятся:
- затраты по обслуживанию долговых обязательств – расходы по выплате процентов по долговым обязательствам согласно договору;
- прочие затраты по долговым обязательствам – расходы, непосредственно связанные с получением государственным (муниципальным) бюджетным, автономным учреждением кредита, займа, то есть затраты, связанные с оформлением, страхованием договора, затраты на юридические, консультационные и иные услуги, связанные с заключением кредитного договора, договора займа.
Под процентными расходами по долгосрочным обязательствам понимаются платежи поставщику (подрядчику, исполнителю) по договорам, предусматривающим условие отсрочки платежа на период, превышающий 12 месяцев, по поставленным товарам, выполненным работам, оказанным услугам.

Изменение 2. Правила ведения учета затрат по заимствованиям, принятие к бухгалтерскому учету

Затраты по заимствованиям возникают и признаются в бухгалтерском учете тогда, когда признаются соответствующие долговые обязательства, причем обязательства по полученным заимствованиям и обязательства по обслуживанию полученных заимствований отражаются в бухгалтерском учете обособленно.
Затраты по заимствованиям признаются расходами текущего периода или формируют капитальные вложения, способ признания затрат по заимствованиям зависит от цели привлечения заимствований. Так, если заимствования бюджетных и автономных учреждений направлены на приобретение, строительство или производство нефинансового актива, то и затраты по заимствованиям включаются в сумму фактически произведенных капитальных вложений, формирующих первоначальную стоимость такого актива. Прочие затраты по государственному (муниципальному) долгу и прочие затраты по долговым обязательствам государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, не связанные с вложениями во внеоборотные активы, признаются в составе расходов текущего периода ежемесячно в течение срока заимствования.
Законодатель подчеркивает, что признание затрат по заимствованиям производится с соблюдением принципа равномерности признания доходов и расходов, а также правила допущения временной определенности фактов хозяйственной жизни. Описание этих методов ведения бухгалтерского учета дано стандартом «Концептуальные основы». Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни означает, что затраты по заимствованиям следует признавать в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором они возникли, вне зависимости от выбытия денежных средств при расчетах. Равномерность признания требует признавать затраты по заимствованиям не одновременно всей суммой по обслуживанию соответствующего долгового обязательства, а равномерно – пропорционально всему сроку действия договора привлечения заимствования. Справедливости ради отметим, что фактическая величина затрат по заимствованиям может быть и неравномерной, если такая неравномерность платежей предусмотрена долговым обязательством (дифференцированные платежи).

Изменение 3. Отражение затрат по заимствованиям на счетах бухгалтерского учета, КОСГУ затрат по заимствованиям

Методическими рекомендациями по применению стандарта, доведенными письмом Минфина от 30.11.2020 № 02-07-07/104382, уточнены правила отражения затрат по заимствованиям в бухгалтерском учете. Применяемые счета бухгалтерского учета зависят от вида заимствований.
Расчеты по обязательствам по государственному (муниципальному) долгу и расчеты по начислению и выплате процентов отражаются на аналитических счетах 301 00 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»:
- 1 301 11 000 «Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рублях»;
- 1 301 12 000 «Расчеты с кредиторами по государственным (муниципальным) ценным бумагам»;
- 1 301 13 000 «Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу»;
- 1 301 21 000 «Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)»;
- 1 301 23 000 «Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)»;
- 1 301 31 000 «Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по государственным (муниципальным) гарантиям»;
- 1 301 33 000 «Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу по государственным (муниципальным) гарантиям»;
- 1 301 42 000 «Расчеты с кредиторами по государственным (муниципальным) ценным бумагам в иностранной валюте»;
- 1 301 43 000 «Расчеты с иными кредиторами по государственному (муниципальному) долгу в иностранной валюте».
Затраты по долговым обязательствам государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений отражаются на аналитических счетах:
- 2 301 14 000 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом»;
- 2 301 24 000 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом, в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)»;
- 2 301 44 000 «Расчеты по заимствованиям в иностранной валюте, не являющимся государственным (муниципальным) долгом».
Расчеты по процентным расходам долгосрочных обязательств не учитываются отдельно на специальных счетах бухгалтерского учета, такие расходы отражаются вместе с основным обязательством. Например, процентные расходы, входящие в состав арендных платежей, определяются согласно СГФ «Аренда» – включаются в общий объем обязательств перед арендодателем при финансовой аренде.
Основная сумма обязательства отражается в бухгалтерском учете как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре. Погашение основной суммы обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как уменьшение (погашение) кредиторской задолженности.
Расходы по заимствованиям отражаются по статье 230 КОСГУ «Обслуживание государственного (муниципального) долга» с детализацией:


- на подстатью 231 «Обслуживание внутреннего долга» КОСГУ относятся расходы бюджетов по обслуживанию государственного (муниципального) внутреннего долга, в том числе:
а) выплата процентов по государственным (муниципальным) ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;
б) выплата дисконта, выплачиваемого при погашении (выкупе) государственных и муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;
в) процентные платежи по бюджетным кредитам, полученным в валюте Российской Федерации, в том числе по бюджетным кредитам, полученным от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
г) другие аналогичные расходы.


- на подстатью 232 «Обслуживание внешнего долга» КОСГУ относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обслуживанию государственного внешнего долга, в том числе:
а) выплата процентов по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
б) выплата процентов по кредитам иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц, полученным в иностранной валюте;
в) другие аналогичные расходы;


- на подстатью 233 «Обслуживание долговых обязательств учреждений» КОСГУ относятся расходы бюджетных и автономных учреждений по обслуживанию долговых обязательств;


- на подстатью 234 «Процентные расходы по обязательствам» КОСГУ относятся процентные расходы как часть платежей долгосрочных обязательств – обязательств на условиях рассрочки оплаты.


Уплата штрафных санкций за несвоевременное погашение бюджетных кредитов, кредитов, привлеченных от кредитных и иных финансовых организаций, за несвоевременное погашение кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), отражается по подстатье 294 «Штрафные санкции по долговым обязательствам» КОСГУ.

Изменение 4. Раскрытие информации в отчетности

Согласно стандарту, в бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо раскрыть информацию:
- величину затрат по заимствованиям, включенных в расходы текущего отчетного периода;
- величину обязательств по затратам по заимствованиям на начало и конец отчетного периода;
- величину затрат по заимствованиям, включенных в течение отчетного периода в первоначальную стоимость нефинансовых активов, создаваемых с привлечением заимствований.
В отчетности бюджетных и автономных учреждений привлечение заемных средств, возврат заемных средств, а также расходы по обслуживанию долгового обязательства будут отражаться в отчетных формах:


- в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) отражаются показатели исполнения плана по коду аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов 710 «Увеличение внутренних долговых обязательств» – привлечение заемных средств, 810 «Уменьшение внутренних долговых обязательств» – операции по погашению заимствований, коду вида расходов бюджета 853 «Уплата иных платежей» – операции уплаты процентов по заимствованиям;
- в Отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738) отражается годовой объем утвержденных показателей по расходам и выплатам в целях погашения заимствований и затрат по заимствованиям в разрезе сумм принимаемых обязательств; обязательств учреждения, в том числе обособленно суммы обязательств учреждения с применением конкурентных способов определения поставщиков; денежных и отложенных обязательств;
- в Отчете о финансовых результатах (ф. 0503721) отражается информация о величине кредиторской задолженности по заемным средствам, а также сумме начисленных процентов;
- в специальной форме Сведения о сумме заимствований (ф. 0503772) отражаются данные по долговым обязательствам (заимствованиям) учреждений в разрезе долговых инструментов. В разделе 2 «Сведения о суммах полученных заимствований» приложения (ф. 0503772) отражаются соответственно суммы предоставленных заимствований и долга учреждения на начало и конец отчетного периода. В разделе 3 «Аналитическая информация о заимствованиях учреждения» приложения (ф. 0503772) отражается необходимая аналитическая информация о данных по заимствованиям – документ-основание возникновения задолженности, срок ее погашения, контрагент.


Получатели бюджетных средств, администраторы источников финансирования дефицита бюджета, администраторы доходов бюджета отражают информацию о заимствованиях и сопутствующих им затратах в отчетных формах:
- в Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) отражаются показатели признанных в учете доходов и расходов текущего (отчетного) финансового года в соответствии с классификацией операций сектора государственного управления (КОСГУ);
- сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах отражаются в форме Сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах (ф. 0503172);
- сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах консолидированного бюджета отражаются в форме Сведения о государственном (муниципальном) долге, предоставленных бюджетных кредитах консолидированного бюджета (ф. 0503372).

Вопросы Ваших коллег

Бюджетное учреждение получило кредит на возобновление деятельности после последствий пандемии (постановление Правительства от 16.05.2020 № 696). Как в бухгалтерском учете отразить операции получения кредита, начисление льготных процентов и списание кредита при выполнении условий для списания?



В целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции Правительством реализуются меры по поддержке населения и бизнеса. В рамках реализуемых мер 16.05.2020 принято постановление Правительства № 696 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности».
Согласно данному документу, российские кредитные организации предоставляли льготные кредиты под 2 процента малому бизнесу, пострадавшему из-за пандемии.
Заемщик по состоянию на дату обращения за льготным кредитом должен быть:
- организацией с работниками;
- включен в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с постановлением Правительства от 23.06.2020 № 906 и (или) включен в реестр некоммерческих организаций, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с постановлением Правительства от 11.06.2020 № 847;
- либо осуществляет деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденному постановлением Правительства № 434,
- либо осуществляет деятельность в одной или нескольких отраслях по перечню отраслей российской экономики, требующих поддержки для возобновления деятельности, согласно приложению 2 к постановлению Правительства № 696.
Между кредитной организацией и заемщиком заключается кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более 2 процентов годовых на базовый период кредитного договора (соглашения) – до 1 декабря 2020 года, а также на период наблюдения (с 1 декабря 2020 года по 1 апреля 2021 года) по кредитному договору (соглашению) и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (соглашению) на срок до 30 июня 2021 года.
В течение базового периода заемщик начисляет проценты по кредиту, но не платит их, а также не погашает сумму основного долга.
В течение периода наблюдения (при выполнении условий льготного кредита) заемщик также только начисляет проценты по кредиту, но не платит и не погашает сумму основного долга.
Весь долг по кредиту списывается, если:
- по состоянию на 1 марта 2021 года число работников составит не менее 90 процентов от штата по состоянию на 1 июня 2020 года;
- на конец каждого отчетного месяца число работников не должно опускаться ниже 80 процентов от расчетного штата;
- в отношении заемщика не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена.
В бухгалтерском учете операции получения кредита, начисления процентов и списания кредита будут отражаться так.
2020 год:
Подписано кредитное соглашение, денежные средства поступили на лицевой счет
Д 2 201 11 510, заб. 17,
КИФ 710, КОСГУ 710
К 2 301 14 710
Начислены проценты за базовый период и декабрь 2020 года
Д 2 401 20 233
К 2 301 14 710
2021 год:
Начислены проценты за период наблюдения
Д 2 401 20 233
К 2 301 14 710
Списан кредитный долг (март 2021 года)
Д 2 301 14 810
К 2 401 10 173

Видео